МИР ВОЛШЕБНЫХ ПАУТИНОК

 

 

 

рАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ… БУДЕМ НИТКОЙ РИСОВАТЬ!

ТЕХНИКА ИЗОНИТЬ




Видите, работы? Красиво?

Хотите также вышивать?

Ну тогда скорей берите шило

Будем дырки протыкать.

А потом возьмём картонку

Ластик, карандаш, иголку

Будем нитки продевать

И картинку получать.

Приглашаю вас в мир волшебных разноцветных паутинок, в мир одного из самых оригинальных видов декоративно – прикладного искусства, история которого уходит корнями к народным мастерам Англии и называется «Изонить».

Одновременно «гуляют» разные варианты названия — чаще всего изонить называют вышивкой на картоне, нитяной графикой, изображением нитью, ниточным дизайном, изографикой и даже картиной из гвоздей и ниток. На англоязычном «Западе» используют название вышивка по бумаге. Иногда встречается название - формы из линий. В немецкоговорящих странах— точечный рисунок. Так как (а об этом я прочитала в Википедии) еще никто диссертации об изонити не написал и четко закрепить название никто и не пытался, то любое название приведет к одной технике и практически будет обозначать одно и то же.

Изначально – это был мужской вид мастерства – плетение сетей для ловли рыбы. А на основе этого английские ткачи в XVII веке придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время это стали использовать дизайнеры для оформления помещений.

Существует еще одна версия, о которой я узнала недавно, что первые работы в технике изонить являлись своеобразными эскизами для последующего выполнения узоров на ткани. Ученые предполагают, что якобы некий тканых дел мастер создавал подобные узоры, изготавливал по ним ткани, и за ненадобностью откладывал образцы в сторону. И, по всей вероятности, он бы забыл про них, если бы не находчивый англичанин, ненароком заглянувший в мастерскую, который не смог пройти мимо красивого ажурного плетения и сразу же нашел ему применение в своем жилище. Конечно, со временем техника изонить претерпела немало изменений, однако в ее основе все так же лежат старые добрые нитяные переплетения, придуманные много веков назад. 

Современные умельцы пошли дальше. Они отказались от громоздких досок и гвоздей, а для своей работы стали использовать разного вида картон, например, мы используем бархатный, глиттерный, т.е. блестящий, или двухсторонний, что дает возможность детям выбрать фактуру и цвет фона для предстоящей работы или какую-нибудь другую твердую основу. Например, старые CD-диски. На ненужных болванках можно создать неповторимую красоту, проявив терпение и включив фантазию.

На первый взгляд может показаться, что техника изонить невероятно сложна. Но это совсем не так. Достоинство этой техники в том, что для выполнения работы достаточно усвоить исполнение всего лишь двух элементов: круга и угла. Комбинация их в различных вариантах и создает то, что называется искусством.

Ещё достоинства этого необычного вида рукоделия в том, что:

1.          изображение выполняется быстро и аккуратно с первого раза,

2.          отличается волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить и дополнить работу на любой стадии, не повредив её. А это не маловажно для формирования самооценки детей!

3.          Для того, чтобы создавать работы в технике изонити, не требуется каких-либо сложных приспособлений и дорогостоящих материалов. Такого нехитрого набора, который вы видите на экране, достаточно для создания и маленькой открытки, и большой трудоемкой картины.

4.          Также достоинством являются и то, что, как показывает мой опыт этим видом искусства увлекаются даже мальчики. Видимо недаром он изначально был мужским! (изначально старалась рисовать шаблоны «для мальчиков»: паутины, эмблемы машин и т.д., но, как показал опыт, они с удовольствием вышивают цветы и бабочек и выбирают их даже чаще).

5.          Использование на занятиях элементов проблемного обучения, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий, что так актуально в современных условиях внедрения ФГОС дошкольного образования, когда возросла потребность общества в неординарной творческой креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нитками - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности и самостоятельности является возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Как ни нам, педагогам, тесно связанным с изобразительным искусством, не знать, что дети очень любят рисовать красками, карандашами, мелом и углем и даже палочкой на снегу. А почему бы не предложить им выполнить рисунок нитками, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне? Или дополнить живописную работу элементами в технике изонить?

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции.

Занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства.

Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков.

Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

В процессе занятий развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение придумать, выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения.

Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка.

Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Дети испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать вывод, что изонить является эффективным средством разностороннего развития детей и обуславливает педагогическую целесообразность ее использования в детском саду.

Во время совместной деятельности с детьми (не более 5-6 человек), индивидуально или на кружке, когда используем технику изонить, прежде всего, стараемся создать доброжелательную атмосферу созидания на протяжении всего занятия, максимально положительно подкрепляя действия ребенка похвалой, одобрением, так как ещё Л.С.Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает сделать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».

Для того чтобы обучить ребенка изготовлению той или иной поделки, педагог должен обладать огромным терпением. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла его уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности.

Во время работы с детьми необходимо соблюдать принцип «пошагового обучения».

Прежде чем приступить к работе с изонитью, заинтересуйте детей этим видом прикладного искусства. С этой целью расскажите им о разных способах изображения предметов. Обратите их внимание на работу, выполненную в технике изонить, объясните, как это сделано, познакомьте с историей возникновения этого вида рукоделия. Дайте им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравните лицевую сторону с изнанкой, отметьте особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, образуя паутинку, а на изнанке мы видим только стежки, идущие друг за другом).

Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью, показать, как ими пользоваться, не забыв при этом, акцентировать внимание на технику безопасности, которые расположены на слайде.

Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно, объясняя каждое действие, лучше, если в игровой форме (например, мы играем в игры «Догонялки», «Альпинисты»)

Определив правила работы с изонитью, можно перейти к самостоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. (мы на первых ознакомительных занятиях вышиваем свитерочки для зверей, а затем сердечки).  При затруднениях у детей, педагог не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминание, показ приемов на своей работе.

Когда вышивка по картону готова, можно предложить детям дорисовать недостающие детали фломастерами, пастелью или карандашами, или же дополнить её пайетками, бисером, пуговицами; оформить рамкой, используя для ее изготовления и украшения разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные материалы (бумагу, ткань, бисер, пуговицы и т.д.), что позволит продлить минуты творчества и сделать работу неповторимой, индивидуальной и еще более выразительной.

Изделия, выполненные в технике изонить, становятся прекрасными подарками. Дети дарят свои работы родителям, друзьям. Оригинальные работы участвуют в конкурсах и выставках детского творчества. А в некоторых случаях эта творческая деятельность становится семейным увлечением.

Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения, в том числе и изонить, - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные виды художественной, изобразительной деятельности, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий