КОНСУЛЬТАЦИИ

К

ДАРИТЕ ДЕТЯМ КРАСОТУ!

Как провести беседу по картине с детьми в домашних условиях.

В семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них. Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля. Но не следует показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.

 Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально, и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.

 Беседа, естественно, должна начаться с обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.

 Свой замысел художник доносит до зрителя при помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности; мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти; крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и т.д.

 Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции, сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной, раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?

 

Беседу можно построить по следующим вопросам:

 

    Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину?

    Как он относился к героям произведения?

    Как их понимал, кого любил, кем восхищался, кого осуждал?

    Какие чувства автор хотел вызвать у зрителя?

    Подобные ли чувства испытывали художники, когда изображали своих героев?

    Похожи ли эти картины по цвету?

    Почему не похожи? И т.д.

 

Надо дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит, распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.

Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник?

Дети легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья, страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит, за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».

Чтобы дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы, сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и «Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась. Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие, наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.

 

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье.

И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности малыша.


мама,

Взял я в руки КАРАНДАШ!

Советы заботливым родителям


        1.  Изобразительная деятельность крайне важна не столько овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем и дошкольный возраст, наиболее благоприятный для этого!

 2. Надо вовремя создавать условия для развития изобразительной деятельности, позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка. Материал должен быть ярким, крепким, обеспечивать свободу и разнообразие действия, находиться в доступном месте.

   3.  Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, пробовать на вкус; бумагу он будет рвать, мять… В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности).

      4. Рисуйте, лепите на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение предметов, которыми вы пользуйтесь.


Хочу в музей!



Сегодня, как и много веков назад, люди восхищаются бессмертными творениями великих мастеров эпохи Возрождения оставленными нам любителями искусства и коллекционерами прошлого. На основе их собраний и были созданы всемирно известные музеи.

Посещение музея - событие в жизни ребёнка.

Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое "живое" общение с подлинником принципиально отличает музей особенно художественный, от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно - историческому и художественному наследию.

Сегодня мы рассматриваем музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации современного ребёнка к этому миру. Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об увиденном, формируется с раннего детства. Развитие художественного восприятия должна опираться на психологические особенности и специфику зрительного восприятия, свойственную определённому возрасту ребёнка.

Вспомним мудрых греков, которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям мегаполиса.

Вместе с родителями дети могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в семейных и общественных праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях.

Чтобы малышам было действительно интересно, нужно очень серьёзно подготовиться к увлекательному познавательному путешествию, чтобы оно запомнилось всем, и было радостным для всех, особенно для ребёнка.

Вот несколько важных советов.

1. На первом этапе приобщения к музею расскажите о правилах поведения в музейном зале, учите "общаться" с произведением искусства: внимательно слушать экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, любоваться цветовой гаммой, сравнивать, высказывать своё мнение.

2. Воспитывайте у ребёнка уважительное и бережное отношение к историческому памятнику - музейному предмету, картине. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.

3. Родители должны правильно ориентироваться в психологической и просто человеческой компетенции своего ребёнка, знать возрастные особенности трёхлетних детей.

У малышей этого возраста формируется интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах. При этом выделяют яркие игрушки, радуясь изображению знакомых предметов, узнавая и называя их эстетические качества цвет и форму.

Поэтому не перегружайте ребёнка новыми впечатлениями, большим объёмом информации.

Лучше для первого посещения выбрать любой музей игрушки. Это может быть и студия мастера прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта, скульптурок, игрушек доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие.

Полезно познакомить малыша с прекрасным "игрушечным раем". Такой красивый и незабываемый "детский рай" запомнится надолго, а потом найдёт отражение в изобразительном творчестве юного художника.

Если в вашей семейной библиотеке есть книги о художественных музеях, то полистайте их вместе с ребёнком: рассмотрите архитектурный облик музея, интерьеры залов, картины, скульптуры, которые встретят вас в залах музея. Обратите внимание на наиболее заинтересовавшую ребёнка картину и, впервые придя в музей, уделите ей всё внимание: рассмотрите, полюбуйтесь, поговорите о том, что изобразил художник, какими красками передал своё настроение - весёлое, грустное, таинственное. Если это пейзаж - то, какое время года нарисовал художник, какими красками. На память о посещении можно купить открытку - репродукцию понравившейся картины, книгу о художнике.




К
ак понимать и ценить
детские рисунки
                   


         Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего - в возрасте около трех лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребенок не "чувствует" цвета, что не "живописец". Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму.
Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. Единое серое, предметы, образы начинают взаимодействовать "Я и моя мама". Детям откроется много интересных наблюдений и все хочется нарисовать, рисунок становится сюжетным.
В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовальной активности. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества, "красиво".
Для ребенка в этом возрасте рисование - оптимальная форма душевной самореализации, которая часто предпочтительнее других игры, пение, танцы, поэтому необходимо создать удобные условия для свободного творческого рисования.
В 6-7 лет наступает "золотой век" детского рисования. У ребенка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Набрав силу, детское рисование активно реализуется, совершенствуется и усложняется.
Детское рисование - это феномен детской активности.

Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
*    обсуждать с ребенком, выполненную работу, а не его самого (например: слабый, гениальный ребенок и т.д.)
*    оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития, а не в сравнении с другими детьми.
*    необходимо точно определить цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана художественными побуждениями, использовал ли вспомогательный зрительный материал или работал по памяти, по воображению и т.д.)
*    выделять и оценивать её общее настроение, сюжет, композиционное решение (выбор размера рисунка, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмичное и колористическое решение), свободное владение изобразительными средствами.
*    поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приемов изображения, способов выражения образов и настроения.
*    важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребенка.
*    в самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументировано и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребенку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

Поэтому, рассматривание рисунков, начиная с младших групп, надо проводить очень умело. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции.
Можно обратить внимание всех детей на хорошо переданную форму, цвет (не называя авторов), на появление изображений, которые дети ранее не учились создавать.
Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе.
Начиная со старших групп, следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Дети начинают понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленных задач, и видеть положительные стороны рисунка и указать на ошибки.
Анализируя детские работы (пусть это будет ребенок или взрослый) надо помнить, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не "напоказ".
В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.


Шишкой, маком, колосочком


мы рисуем на листочке

Такой способ рисования, как метод печатания различными предметами (пробочкой, поролоновым тампоном, обратной стороной карандаша, ладошкой), широко знакомо многим родителям. Работа в этой технике доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Дети, увлечённые необычным способом рисования, самостоятельно находят и предлагают взрослым различные печатки (крышечки от фломастеров, всевозможные пробочки, мелкие детали от сломанных игрушек и т. п.).
В летнее и осеннее время возможности дополнительного выбора даёт нам природа, изобилующая множеством разнообразных форм, пригодных к использованию в качестве готовых печатных штампов.
Коробочки мака представляют собой замечательную симметрично организованную форму, незаменимую при изображении мелких цветов, звёздочек, элементов декоративных украшений. Благодаря гладкой объёмной форме плода этот природный материал удобен в обращении - такую печатку ребёнку легко держать в руке. Удивительно, как похожа зрелая маковая головка на настоящую производственную печать (округлая коробочка – «ручка» с отстоящей от неё резной плоскостью - штампом) Печать шишками, мохом, колосками различных трав особенно эффективна при передаче мягкой пушистой поверхности изображаемого объекта. Выбор подходящего материала предпочтительнее оставить за ребёнком, дав ему возможность последовательно испытать предложенные формы на чёрном листе бумаги. Возникшие при этом ассоциативные образы удивят вас своей оригинальностью и непредсказуемостью.
Всем известно, несколько расширяет выразительные возможности детского рисунка способ печати листьями. Конечно, сложные многофигурные композиции детям дошкольного возраста ещё недоступны в силу большой трудоёмкости, неудобства переноса плоского раскрашенного листа на бумажную поверхность. Однако лист клёна, дуба, тополя, благодаря интересной форме краёв, витиеватому сетчатому рисунку прожилок, подходит к нашей работе. Особенно необычно, декоративно будут смотреться подобные оттиски на цветной бумаге, контрастной тону отпечатанного листа.
В этой технике могут работать дети с 4 лет. Тематические задания для детей старшего дошкольного возраста уже могут предполагать свободный выбор имеющихся форм, вариативность их использования. Для работ на тему «Летнее солнышко», «Сказочный лес», «Фантастические птицы» необходимо заготовить листья различных пород деревьев, контрастные по фактуре и размеру. Например, работа на тему «Королева осень» подарит Вам с ребенком ни с чем несравнимую радость совместного творчества. Костюм королевы можно разделить на отдельные элементы: воротник, корону, воланы юбки, манжеты рукавов и т. д. Это позволит ребёнку ощутить свою нежность, незаменимость в общей работе, поможет рационально организовать участие каждого члена семьи в создании художественного образа.
Несколько советов тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:
 Для получения чёткого яркого оттиска необходимо использовать густые водорастворимые краски (гуашь, темперу, акрил);
 качество бумаги желательно проверить заранее - гуашь и темпера ложатся не на всякую поверхность:
 для удобства печати мелкими объёмными формами краску можно выложить в невысокие полые ёмкости (размером с крышку от банки);
  при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой густо набранная краска легче ложится на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.


Не бойтесь экспериментов - 

творите, фантазируйте, 

учась у мудрой природы, 

и тогда всё у вас обязательно получится!


Погляди с обрыва, как вокруг красиво!

Сближение ребёнка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть её красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать её, радоваться её красоте.
Через способность видеть прекрасное в природе происходит становление эстетического отношения дошкольника к миру.
В процессе педагогического взаимодействия у ребёнка формируется чувство прекрасного, появляется желание поделиться своими впечатлениями, обменяться мнениями. Только через общение с ребёнком возможно воспитание эстетического отношения к природе. Такое общение становится принципиально важным, прежде всего для детей, которые постоянно живут в городской среде, в отрыве от природы.
Анализ современных психолого-педагогических исследований позволил сформулировать несколько правил педагогического взаимодействия взрослых с детьми, в результате которого будет развиваться эстетическое отношение к природе.
Педагогическое взаимодействие представляет собой специально организованный процесс, главной целью которого является обоюдное развитие взаимодействующих сторон, а также их взаимоотношений.
Такое взаимодействие возможно, если взрослый и ребёнок - его равноправные участники. Это означает, что за ребёнком остаётся право проявлять активность и самостоятельность, свободно выражать свои интересы, осуществлять выбор содержания и вида деятельности, способы решения любой образовательной задачи с опорой на помощь взрослого.
Во взаимодействии взрослый занимает позицию социального оптимиста. От ребёнка он ожидает положительного результата. Он уверен в его способностях и возможностях, верит в него, любит, принимает и уважает ребёнка таким, каков он есть.
Взаимодействие предполагает, что взрослый доверяет ребёнку действовать самостоятельно и именно этим поддерживает внутренние движущие силы его развития.
Подобные взаимодействия предъявляет высокие требования к взрослому. Он должен осознавать взаимодействия как процесс взаимного действия, развивающей не только ребёнка, но и взрослого.
Взрослый в условиях педагогического взаимодействия - пример для ребёнка.
Эмоциональная реакция взрослого во взаимодействии всегда должна быть опережающей - это своего рода сигнал, привлекающий внимание детей и приглашающий их к диалогу. Например, "Какие красивые цветы!".
Взаимодействуя с детьми, взрослый должен создавать ситуации, побуждающие их к активным действиям с объектами природы или в природе.
Взаимодействие по поводу природы требует творческого подхода. Основное правило - совместный поиск необычного в обычном, повседневном, привычном.
Погружение ребёнка в природу, её красоту должно быть постоянным, как и взаимодействие взрослого с детьми по этому поводу.
Примерами ситуаций, связанных с переживанием ребёнком - чувства прекрасного могут быть следующие: зацвело декоративное растение, после дождя вышла радуга, за окном снегопад, небо необычного цвета, необычная освещение листвы, травы; фотографии с изображением красивого пейзажа, букетов цветов, осенних листьев, красивые веточки.
Задачи - привлечь к ним внимание ребёнка и создать условия для обмена впечатлениями и эмоциями по поводу увиденного.
     

Комментариев нет:

Отправить комментарий