ДАРИТЕ ДЕТЯМ КРАСОТУ!
Как провести беседу по картине с детьми в домашних условиях.
В
семье можно и нужно систематически знакомить ребенка с искусством, постепенно
усложняя и расширяя темы, сюжеты и образы показываемых ребенку художественных
произведений. В домашних условиях можно составить небольшие коллекции
репродукций. В свободную минуту рассматривать их с ребенком, беседовать о них.
Подбор репродукций по темам может быть разным. Так, например, может быть
несколько серий репродукций на тему «Времена года» - пейзаж, а также – серия на
сказочную тематику в произведениях В.М.Васнецова, М.А.Врубеля. Но не следует
показывать ребенку за раз больше 5-6 репродукций.
Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок
вначале просто рассмотрит репродукции. Первое впечатление всегда эмоционально,
и оно должно лечь в основу будущего анализа картины.
Беседа, естественно, должна начаться с
обсуждения сюжета: что изображено на картине. Отсюда должен возникать и второй
вопрос: как изображено? Каков был замысел художника? Каково его отношение к
тому, что он изобразил, и при помощи каких средств раскрывается замысел
картины? Часто вся беседа сводится к первому вопросу – что изображено на
картине, кого нарисовал художник, что делают изображенные на картине люди, где
они находятся и т.д. Несомненно, такой разбор картины кое-что дает детям с
познавательной точки зрения, а само художественное произведение вызывает определенные
чувства у наиболее восприимчивых детей, но все же специфика художественного
произведения, в основе которого всегда лежит единство содержания и формы, в
значительной мере при таком анализе утрачивается. Замысел, отношение художника
остаются нераскрытыми; из сюжета выводится мораль, нравоучение.
Свой замысел художник доносит до зрителя при
помощи специфических для данного вида искусства средств. В живописи такими
средствами является выбор того, что изображает художник; затем, как он все это
располагает на картине, чтобы выделить главное (композиция картины); образная
характеристика людей и животных, с помощью которой автор вызывает у зрителя то
или иное отношение к персонажам; свет и цвет в картине. Яркие, но гармонические
красочные сочетания вызывают у зрителя чувство радости, бодрости, уверенности;
мягкие, как бы притушенные сочетания – чувства нежности, иногда легкой грусти;
крикливые, резкие – чувство протеста, враждебности; мрачные – чувство печали и
т.д.
Очень важно, чтобы взрослые, показывая репродукции,
сумели довести до детского сознания, что художник хотел сказать своей картиной,
раскрыть авторский замысел. Только при этом условии художественное произведение
найдет у ребят эмоциональный, эстетический отклик. Как это сделать?
Беседу можно построить по следующим
вопросам:
Какие чувства испытывал
художник, когда создавал картину?
Как он относился к
героям произведения?
Как их понимал, кого
любил, кем восхищался, кого осуждал?
Какие чувства автор
хотел вызвать у зрителя?
Подобные ли чувства испытывали
художники, когда изображали своих героев?
Похожи ли эти картины по
цвету?
Почему не похожи? И т.д.
Надо
дать понять родителям, что в картине нет ничего случайного: общий колорит,
распределение света, размещение на полотне персонажей и предметов – все служит
художнику для раскрытия его замысла, его мыслей и чувств.
Картина
В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» сразу дает нам представление об
опасности, тревоге. Как нам передает эти чувства художник?
Дети
легко находят ответ на этот вопрос: «Лес темный, дремучий, огромные деревья,
страшно», «У Ивана-царевича лицо бледное, серьезное, он в ту сторону смотрит,
за меч рукой держится, он храбрый, а все же страшно», «Царевна совсем
испугалась, не смотрит, глаза опустила», «Волк очень спешит, мчится, не
разбирая дороги, устал, пасть открыта, язык высунул».
Чтобы
дети могли лучше воспринять художественные особенности картины, хорошо показать
им не одну, а две-три репродукции разных картин на аналогичные темы,
сопоставить их. Например, два зимних пейзажа «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря и
«Русская зима» К.Ф.Юона. спросите у детей, какая зима им больше понравилась.
Большинство высказывается за первую: «Яркие краски, красивая картина, небо
голубое, остатки золотой листвы, снег розоватый, и тени под деревьями синие,
наверное, художник радовался, когда это увидел». Надо дать понять детям, что
зима изображена на двух картинах, но по-разному: одна – красивая, яркая, а
вторая – задумчивая. Деревья в инее, кружевные, как бы в дымке, тихие. И дети
согласятся с вами. Так путем сравнения будет достигнут новый критерий
эстетической оценки зимнего пейзажа. Ребята поймут, что красоту природы можно
видеть и воспроизводить по-разному, что она пробуждает у художника разные
чувства и мысли, а тот, в свою очередь, передает их нам.
Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к
окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое
ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством –
все это доступно семье.
И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического
развития формирующейся личности малыша.
мама,
Взял я в руки КАРАНДАШ!
Советы заботливым родителям
1. Изобразительная деятельность крайне важна не столько овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем и дошкольный возраст, наиболее благоприятный для этого!
2. Надо вовремя создавать условия для развития изобразительной деятельности, позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка. Материал должен быть ярким, крепким, обеспечивать свободу и разнообразие действия, находиться в доступном месте.
3. Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, пробовать на вкус; бумагу он будет рвать, мять… В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности).
4. Рисуйте,
лепите на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел
предназначение предметов, которыми вы пользуйтесь.
Хочу в музей!
Сегодня, как и много веков назад, люди восхищаются бессмертными творениями великих мастеров эпохи Возрождения оставленными нам любителями искусства и коллекционерами прошлого. На основе их собраний и были созданы всемирно известные музеи.
Посещение музея - событие в
жизни ребёнка.
Непосредственное
знакомство с коллекциями художественных музеев - подлинными историческими
экспонатами, а также с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывает
огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое "живое" общение с
подлинником принципиально отличает музей особенно художественный, от других
институтов образования и определяет специфику методики, направленной на
развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к
культурно - историческому и художественному наследию.
Сегодня мы рассматриваем
музей не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего
мира, но и как средство адаптации современного ребёнка к этому миру.
Общеизвестно: умение видеть, замечать, наблюдать и анализировать, размышлять об
увиденном, формируется с раннего детства. Развитие художественного восприятия
должна опираться на психологические особенности и специфику зрительного
восприятия, свойственную определённому возрасту ребёнка.
Вспомним мудрых греков,
которые с раннего детства приобщали своих детей к культурным ценностям
мегаполиса.
Вместе с родителями дети
могли бывать всюду: посещать храмы, участвовать в семейных и общественных
праздниках, присутствовать на соревнованиях и музыкальных мистериях.
Чтобы малышам было
действительно интересно, нужно очень серьёзно подготовиться к увлекательному
познавательному путешествию, чтобы оно запомнилось всем, и было радостным для
всех, особенно для ребёнка.
Вот несколько важных советов.
1. На первом этапе
приобщения к музею расскажите о правилах поведения в музейном зале, учите
"общаться" с произведением искусства: внимательно слушать
экскурсовода, отвечать на вопросы, стараться выделять главное, любоваться
цветовой гаммой, сравнивать, высказывать своё мнение.
2. Воспитывайте у ребёнка
уважительное и бережное отношение к историческому памятнику - музейному
предмету, картине. Это очень важно для воспитания будущих культурных граждан
нашей страны, для которых посещение музея станет неотъемлемой частью их жизни.
3. Родители должны
правильно ориентироваться в психологической и просто человеческой компетенции
своего ребёнка, знать возрастные особенности трёхлетних детей.
У малышей этого возраста
формируется интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах. При этом выделяют
яркие игрушки, радуясь изображению знакомых предметов, узнавая и называя их
эстетические качества цвет и форму.
Поэтому не перегружайте
ребёнка новыми впечатлениями, большим объёмом информации.
Лучше для первого
посещения выбрать любой музей игрушки. Это может быть и студия мастера
прикладного искусства: рассматривание художественных предметов быта,
скульптурок, игрушек доставит ребёнку огромное эстетическое удовольствие.
Полезно познакомить
малыша с прекрасным "игрушечным раем". Такой красивый и незабываемый
"детский рай" запомнится надолго, а потом найдёт отражение в
изобразительном творчестве юного художника.
Если в вашей семейной библиотеке есть книги о художественных музеях, то полистайте их вместе с ребёнком: рассмотрите архитектурный облик музея, интерьеры залов, картины, скульптуры, которые встретят вас в залах музея. Обратите внимание на наиболее заинтересовавшую ребёнка картину и, впервые придя в музей, уделите ей всё внимание: рассмотрите, полюбуйтесь, поговорите о том, что изобразил художник, какими красками передал своё настроение - весёлое, грустное, таинственное. Если это пейзаж - то, какое время года нарисовал художник, какими красками. На память о посещении можно купить открытку - репродукцию понравившейся картины, книгу о художнике.
Как понимать и ценить
Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определенные очертания. Начинается мощный подъем изобразительной деятельности ребенка, совершенствуется изобразительное рисование.













учась у мудрой природы,
Комментариев нет:
Отправить комментарий