УЧИМСЯ, ИГРАЯ


«Лучший способ сделать ребенка хорошим —
это сделать его счастливым
(Оскар Уайльд).
 В играх новые знания усваиваются гораздо легче!
Именно поэтому детские развивающие игры – это прекрасный способ сделать процесс обучения ребёнка увлекательным и более эффективным.
Это такое счастье изо дня в день наблюдать, как растёт любимый ребёнок. И несомненно, все родители хотят, чтобы он был умным и способным. Всё в ваших руках! Только вы, дорогие родители, можете помочь ребёнку развивать свои способности, знакомить его с окружающим нас прекрасным миром.

 
Предлагаем вашему вниманию сайт детских онлайн игр “Играемся”. Здесь найдёте игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания.
Все представленные игры созданы дружным коллективом сайта при сотрудничестве с профессиональными иллюстраторами и детскими психологами. Развивающие игры, несомненно, понравятся вам и вашему ребёнку. Авторы сайта попытались создать приятную, веселую атмосферу, благодаря которой ваш ребёнок с радостью будет играться и обучаться.
Вы можете быть уверены - детский сайт «Играемся» абсолютно безопасен для вашего ребёнка. Здесь нет непристойного контента и агрессивной рекламы, и вы можете безбоязненно оставлять своего малыша наедине с компьютером.
Это Мир Детства!
Мир красок, звуков, фантазий, сказок, творчества, игр.


И главное, следите, чтобы ребёнок сильно не уставал, регулируйте время его пребывания за компьютером. Помните, что дети дошкольного возраста могут находиться у экрана компьютера не более 30 минут в день.
А теперь вперед играть! Ведь ребёнок это любит больше всего на свете! И не забудьте похвалить ребёнка за пусть даже незначительные достижения!
Искусство надо чувствовать, а не понимать.

Р. Гурмон

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Приобщайте ваших детей – сыновей, дочерей, внуков и внучек к прекрасному.
Вашему вниманию предлагаются примерные задания, направленные на развитие творчества у детей.



ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
 «Рассмотри картины и назови их одним словом». Заранее подготовьте подборки картин-репродукций, фотографий разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет).
 «Кто художник?» Покажите произведения (2-4) нескольких художников, ребенок пусть назовет их авторов.
 «Кто больше заметит и назовет». Заранее разместите по комнате репродукции картин художников, а в другой раз расставьте народные игрушки, затем другие изделия народных мастеров.
«Назови, кому что нужно». Называйте сами человека творческой профессии: музыкант, художник, писатель и другие, или показывайте соответствующую картинку, а ребенок называет, что каждому нужно для работы.
 «Назови, кто это создал». Показывайте (последовательно) книгу, ноты, картину, а ребенок называет творца (профессию, если знает, и фамилию).
 «Узнай и назови литературный персонаж (героя), которого я опишу».
Поиграйте с ребенком в различные дидактические игры соответствующего содержания (парные картинки, лото, домино и др.)
«Составь узор» (резные картинки).
«Подберем для каждого букета подходящую вазу». Заранее подготовьте вазы разной высоты и формы, затем вместе с ребенком подготовьте из срезанных на участке (на лугу) цветов букеты.
«У куклы день рождения». К ней в гости придут четверо друзей. Накрой красиво стол.
«Кукле на день рождения подарили картину». Где ее лучше повесить, как ты думаешь?
 Давай подумаем, как лучше расположить твои рисунки к сказке, чтобы получилась красивая книга.
Подумаем, как лучше развесить твои рисунки, чтобы украсить комнаты к празднику.
«Придумай сказку» (загадку, стихотворение, небылицу).
 «Придумай еще одну историю про мартышку, слоненка, попугая и удава». Задание можно варьировать на разном содержании (подбирая произведения наиболее популярные у ребенка).
ПРИМЕРНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Собери красивые осенние листочки». Рассмотри их, обведи пальчиком по контуру формы. Подумай и скажи, на что похож каждый листок.
 Расскажи, в какие цвета раскрасила осень листья. Найди одинаковые по цвету; найди листочки, окрашенные не одним цветом, а несколькими.
Выложи из собранных листочков что захочешь: узор, картинку, какие-то предметы.
Положи листок на бумагу, обведи его по контуру карандашом (легко нажимая на карандаш), чтобы на бумаге остался рисунок листочка. Дорисуй и раскрась листок, чтобы получилась картинка с изображением предмета, птицы или животного.
Создай картинку волшебного (сказочного) леса, расположив на листе бумаги листья разной формы и величины и обрисовав их контур. У тебя на листе бумаги получатся кроны деревьев, пририсуй им стволы, затем разрисуй кроны деревьев какими хочешь линиями, штрихами, пятнышками разного цвета, чтобы получились необычные деревья.
Создай изображения разных предметов на бумаге различной геометрической формы (подготовьте для ребенка набор вырезанных геометрических форм небольших по размеру – не более 3 см).
Составь изображения разных предметов (какие сам захочешь и сколько захочешь), наклей их.
 Разрежь листки бумаги (4х6 или 6х10) на полоски, придумай и наклей из них какие захочешь картинки.
Нарисуй сказочный домик (вспомните с детьми, какие сказочные домики он знает).
Раскрась красиво перышки для картинки «Сказочная птица» (подготовьте для ребенка силуэт перышка ).
Положи кисть руки с разведенными (или соединенными вместе) пальцами, как захочет, обрисуй ее по контуру. Посмотри на рисунок, подумай, на что похожа кисть руки, дорисуй и раскрась, так, чтобы получилось то, что задумал.
 Слепи необычное животное.
Создай керамическую плитку с красивым цветком, бабочкой, придумай рисунок, какой захочешь.
 Создай сказочное царство (в разных видах деятельности: в рисунке, лепке, аппликации). Это может быть и панорама, включающая все виды деятельности.

Игры – эксперименты c красками 
для педагогов и заботливых родителей


младший возраст
                         Воздушные шары.
     Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».
     Материал. Полоска картона (30х 12см), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружочков – «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток.
     Руководство. Взрослый показывает детям полоску бумаги, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы поиграем в шарики. У каждого из вас на столе лежит полоска бумаги.
Посмотрите на неё и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске бумаги есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к жёлтой – жёлтый и т.д. Посмотрите, как это делается». Взрослый прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно привязать к ниткам.
     Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если дети затрудняются правильно его 
   выполнить, взрослый вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на их полоске, а          остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
Улетающие шары.
     Дидактическая задача.  Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». Дать представление о белом и чёрном цветах.
     Материал. Семь книжек (10х10см.), обложки которых окрашены в цвета спектра. В верхней части обложек круглые отверстия. К отверстиям подведены чёрные «нитки». Внутренняя часть книжек не закрашена. Семь листков – вкладышей (цвет соответствует цвету книжек).
     Руководство. Взрослый предлагает детям разложить разноцветные книжки перед собой. Затем обращает внимание детей на большое количество белых шаров, привязанных к чёрным ниточкам. «Мы должны им помочь улететь, - говорит воспитатель. – Для этого надо к каждой книжечке подобрать такой же по цвету листок – вкладыш. Разложите их так, чтобы видно было, какого они цвета. Теперь, если вы возьмёте жёлтый вкладыш и вложите  в книжечку жёлтого цвета, цвета сольются и белый шарик улетит, останется только чёрная ниточка». Если вкладыш подбирается неверно, белый шарик в отверстии обложки сменяется цветным, и игровая задача «полёт шарика» не решается. В случае затруднения взрослый помогает детям найти соответствующий вкладыш, используя приём прикладывания, сличения цветовых объектов.
Спрячь мышку.
    Дидактическая задача. Закрепить у детей представления о шести цветах. Словарь: названия цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».
     Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20х15см), посередине белый квадрат (8х8см), на котором нарисована мышка (Мышкин дом), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10см), большая мягкая игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы 10х8см., белые квадраты на них 5х5см, цветные квадраты 6х6см.
     Руководство. Взрослый говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в неё играть. У меня Мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладёт шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». , выясняет, все ли окошки закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребёнка для её исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достаёт кошку, которая идёт «ловить мышей»: «Пойду, поищу, где здесь живёт мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку. Детям раздаётся по одному листочку – «мышкиному домику» и по 6 квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат перед вами, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки». Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идёт на охоту». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребёнка листочек с мышкой. Итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек». При повторном проведении игры детям раздаётся по три «домика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.
Подбери по цвету.
     Дидактическая задача. Закрепить у детей представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).
     Материал. У каждого ребёнка карточка (30х20см), разделённая на шесть клеток (10х10см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.
     Руководство. Взрослый: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это – что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, взрослый помогает. «Они совсем одинаковые? А в чём разница? Правильно, одна из них синяя, а другая – красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек. «А теперь подберите по цвету, игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочерёдно красную машину к красной и синей карточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.
Дети выполняют задание, взрослый проверяет и оценивает результат работы.
Живое домино.
     Дидактическая задача. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путём прикладывания их друг к другу.
     Материал. Ленты (резиночки) шести цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый).
     РуководствоВзрослый повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два – три раза со сменой лент.
Украсим ёлочку.
     Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.
     Материал. Планшет (30х50см) с графическим изображением ёлочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.
     Руководство. Детям раздают силуэтные изображения ёлочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением ёлочки. «Дети,- говорит взрослый, - совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной ёлки, украшенной разноцветными игрушками. Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую ёлочку. Давайте украсим её разноцветными игрушками. У каждого из вас – игрушки определённых цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет , и те из вас , у кого есть игрушка такого цвета, подойдёт к ёлочке и повесит на неё. Сначала повесим на ёлочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими ёлку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на ёлочку вешаются оранжевые, жёлтые, зелёные, синие, фиолетовые.
     Затем все вместе любуются нарядной ёлочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

средний возраст
Три воздушных шарика.
     Дидактическая задача. Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки. Знакомство со светлотным рядом.
     Материал. Демонстрационный: рисунок трёх синих воздушных шариков разной светлоты. Раздаточный: листы бумаги, палитры, гуашь синяя и белая, вода, тряпочка.
     Руководство. Взрослый: «Дети, сегодня мы будем раскрашивать шарики. Смотрите, как раскрашены шарики у меня…Все они синии, но разных оттенков. Сначала нарисован самый светлый, потом потемнее, а потом самый тёмный. У вас на столах синяя и белая краски. Как вы сделаете разные оттенки? (Ответы детей) Правильно, сначала вы положите на палитру много белой краски. Для первого шарика вы к белой краске прибавите немного синей, а для второго побольше. (Смешивает краски на глазах у детей.) Слева на палитре сделайте совсем светлый синий цвет (голубой), а справа – потемнее (тёмно-голубой). Самый тёмный шарик нарисуем чистой синей краской». Сделав нужные краски, дети раскрашивают шарики. Взрослый следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков соответствовал образцу.
     Выполненные работы вывешиваются. Педагог вместе с детьми оценивает работы с точки зрения соответствия цвета рисунков цвету образца.
Назови цвет
     Дидактическая задача. Учить детей называть цвет и оттенок (по светлоте).
      Материал. Любые предметы разных цветов (по три – четыре предмета двух оттенков каждого цвета). Оттенки должны различаться по светлоте.
      Руководство. Дети сидят полукругом, в центре – стол с набором предметов.
Взрослый назначает входящего. Водящий выбирает предмет, подходит к одному из сидящих детей, и тот называет цвет и оттенок предмета. Если он не может ответить, тот же предмет предъявляется другому ребёнку. Ответивший ребёнок становится водящим, а первый садится на его место.
    Если ребёнок затрудняется в назывании оттенка, взрослый задаёт наводящий вопрос: «Какой это оттенок – тёмный или светлый?"
Разноцветные обручи
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
Материал. Восемнадцать цветных обручей (по три обруча на каждый цвет спектра, диаметр 40см) и три белых обруча (диаметр 56см)
Руководство. Игра с разноцветными обручами проводится в зале или на прогулке. Дети образуют большой ровный круг. У каждого в руках цветной обруч. «Давайте представим,- говорит взрослый,- что наш круг – это большая клумба, и на ней растёт много разноцветных цветов». На пол воспитатель кладёт белый обруч (сердцевину цветка). Прикладывает к нему один за другим цветные обручи и одновременно называет цвета обручей – лепестков. «Расцветает» большой красочный цветок. Дети любуются им. Затем на пол кладут несколько белых обручей и предлагают детям выложить вокруг них лепестки. Взрослый называет тот или иной цвет спектра, и те, у кого обручи окрашены в названные цвета, подходят к белым обручам и прикладывают к ним свои цветные обручи. Постепенно на полу возникают декоративные цветы. Когда цветы из обручей «расцветут на клумбе» дети рассматривают их с некоторого расстояния.
Окраска воды
Дидактическая задача. Закреплять представления об оттенках цветов (три градации цвета); учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «тёмный», «светлее», «самый светлый».
Материал. Раздаточный: стеклянные баночки с водой (по три штуки на каждого ребёнка); гуашевые краски шести цветов спектра (красная, жёлтая, оранжевая, зелёная, синяя, фиолетовая); кисточки; тряпочки.
Руководство. Взрослый показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня,- говорит он,- вы вспомните, какие оттенки имеет каждая краска». Берёт три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в воду. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Затем взрослый набирает на неё чуть больше краски, чем в первый раз, опускает кисточку в другую баночку. Вода окрашивается в тёмно- красный цвет. Дети отмечают разницу в оттенке цвета, с помощью взрослый называют этот оттенок. И наконец, взрослый, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло- красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив баночки с окрашенной водой рядом, педагог подчёркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка (тёмно- красный цвет, чуть светлее и совсем светлый). Затем детям дают по три баночки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в баночках в три оттенка – тёмный, светлее, самый светлый. В конце игры дети любуются полученными оттенками краски.
Зимой цветная вода замораживается и используется для украшения участка.
Радуга.
Дидактическая задача. Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.
Материал. Демонстрационный: картина «Радуга», указка. Раздаточный: листы бумаги с незавершённой аппликацией радуги, полосочки семи цветов для завершения радуги, клей, кисточки, тряпочки.
Руководство. Взрослый спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги».
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся какие цвета: 
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамёна за окном горят. 
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже. 
Жёлтый
Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит.
Жёлтые груши на ветках висят.
Жёлтые листья с деревьев летят.
Зелёный
У нас растет зелёный лук
И огурцы зелёные,
А за окном зелёный луг
И домики белёные.
С зелёной крышей каждый дом,
И в ней живёт весёлый гном
В зелёных брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами ещё голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далёк.
А на нём растёт цветок –
Синий – синий василёк.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву её и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
А. Венгер
Закончив чтение стихотворения, взрослый предлагает детям положить перед собой листочки с половиной радуги и говорит: «В таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. Первый цвет – красный. Возьмите красную полосочку и положите на своё место, рядом с красной половинкой. Вторым идёт оранжевый. Найдите оранжевую полосочку и положите. Третий цвет – жёлтый. Четвёртый – зелёный. Положите эти полосочки тоже. А теперь голубой – это пятая полосочка. Голубой цвет похож на синий, но он светлее, а тёмно – голубой обычно называют цветом морской волны. Найдите голубую полосочку. Шестым идёт синий цвет, а последним, седьмым – фиолетовый. Положите и эти полоски».
После этого взрослый проверяет, как ребята разложили полоски, и при необходимости предлагает исправить. Затем дети приклеивают все полоски радуги.
В заключение взрослый подводит итог, говорит о том, что теперь дети узнали, в каком порядке располагаются цвета в радуге, познакомились с голубым цветом и сделали красивую аппликацию.
Разноцветная вода.
Дидактическая задача. Закреплять представления о взаимосвязи цветов.
Материал. Демонстрационный: три большие банки с наклейками – оранжевой, зелёной, фиолетовой. Раздаточный: баночки с водой (по три на каждого ребёнка), кисти, тряпочки, краски (красная, жёлтая, синяя), банки с водой для промывания кистей.
Руководство. Взрослый: «Сегодня мы приготовим цветной лёд для украшения нашей клумбы. Мы посадим на ней цветочки изо льда. Кто помнит, как можно сделать цветной лёд? (Ответы.) Правильно покрасить воду и заморозить её. Нам нужен оранжевый, зелёный, фиолетовый лёд. Мы уже знаем, что из наших волшебных красок можно получать новые цвета. Кто знает, как сделать оранжевую воду? (Ответы.) Правильно, смешать жёлтую и красную краски, жёлтой краски взять побольше, чем красной. А какие краски смешать, чтобы получился зелёный цвет? (Ответы.) Правильно, жёлтую и синюю. А фиолетовый?.. Да, красную и синюю».
Далее взрослый диктует порядок действий для получения каждого цвета, напоминает о необходимости промывать и промокать кисти.
Когда задание будет выполнено всеми, взрослый предлагает принести и поставить на стол около соответствующей банки все баночки с оранжевой водой. У каждого ребёнка, перед тем как он поставит баночку, проверяет цвет воды. При необходимости предлагает добавить красной или жёлтой краски, а если получился грязный цвет, даёт ребёнку новую баночку с чистой водой. Ребёнок выполняет задание под руководством взрослый.
Дети приносят баночки с зелёной, а затем с фиолетовой водой.
Всю цветную воду взрослый сливает в соответствующие большие банки. На прогулке вода разливается в металлические формочки.
На следующий день клумба украшается фиолетовыми колокольчиками, зелёной травкой, оранжевыми ноготками, настурциями и т.п.
Цветик – семицветик
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о взаимосвязи цветов спектра.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка. Раздаточный: контурные рисунки цветика – семицветика, гуашевые краски (красная, жёлтая, синяя, белая), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.
Руководство. Взрослый показывает детям волшебный цветик – семицветик. Ребята рассматривают поочерёдно все лепестки, начиная с красного, называют все цвета. Педагог обращает их внимание на голубой цвет, напоминает, что с голубым цветом они уже знакомы. Следует отметить, что голубой цвет, хотя и стоит между синим и зелёным, нельзя получить смешением.
«Теперь возьмите свои листочки с незакрашенными цветиками – семицветиками, кисточки и закрасьте верхний лепесток красной краской,- предлагает взрослый.- Пропустите один лепесток, а следующий (третий от красного) сделайте жёлтым. Пропустите ещё один, а следующий (пятый) закрасьте синим. Шестой рядом с синим будет голубой. Как его получить? (Смешать синюю и белую краски) Закрасьте шестой лепесток голубым цветом.
Теперь будем закрашивать пропущенные лепестки. Какие у вас пропущены? (Показывает оранжевый, зелёный, фиолетовый, дети их называют.) Как получить оранжевую краску? (Дети смешивают жёлтую краску с красной и оранжевой краской закрашивают второй лепесток.)
А как нам сделать зелёную краску?»
Ребята вспоминают, что надо смешать жёлтую и синюю краски, изготавливают зелёную краску и закрашивают четвёртый лепесток. «А как сделать фиолетовую краску? (Ответы.) Правильно, смешать красную и синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.
Рисунки вывешиваются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения правильности выбора цветов (не следует уделять особого внимания аккуратности закрашивания).

старший возраст
Подбери себе соседа.
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и 4-5 оттенков по светлоте (по одному на каждого ребёнка).
Руководство. Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета.
Взрослый называет какой- нибудь цвет. К нему подходит ребёнок с флажком данного цвета. Затем ребёнок выбирает себе детей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих детей. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места, если неверно, хором говорят: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднения взрослый помогает детям правильно составить цветовую гамму.
Пирамидка
Дидактическая задача. Учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.
Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из пяти фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: на каждом столе краски – белая и другого цвета (на разных столах краски разные), листы бумаги, палитры, кисти, банки с водой, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Взрослый показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем различаются между собой оттенки фиолетового. Выясняется, что верхнее колечко самое светлое – светло – фиолетовое (сиреневое), потом потемнее, ещё темнее и внизу – самое тёмное.
«Вы тоже будете рисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты», - говорит взрослый. Он напоминает, что на палитру накладывается сначала белая краска, к ней добавляется немного цветной, их хорошо смешивают и рисуют колпачок пирамидки, потом на палитру добавляют ещё цветной краски и полученным цветом рисуют первое колечко, потом надо опять добавить побольше цветной краски на палитру и нарисовать второе кольцо. Добавив ещё немного краски, рисуют третье кольцо, нижнее кольцо надо рисовать неразбелённой краской. Педагог обращает внимание детей на то, что верхнее колечко у пирамидки самое маленькое, следующее побольше, третье ещё больше, нижнее самое большое.
В выполненных работах оценивается прежде всего подбор цветов, постепенность перехода от светлого к тёмному.
Праздничный салют
(аппликация)
Дидактическая задача. Закреплять представления дошкольников о светлотном ряде.
Материал. Демонстрационный: картина с изображением праздничного салюта. Раздаточный: листы бумаги, наборы кружков 4-5 светлотных оттенков красного, зелёного, фиолетового цветов; кисти, клей, тряпочки (по количеству детей).
Руководство. Взрослый: «У нас на картине нарисован красивый праздничный салют. Смотрите, когда огоньки только появляются и находятся внизу, они тёмные, а потом становятся всё светлее и светлее.
У вас тоже есть такие огоньки, и вы на своих листочках сделайте красивый праздничный салют. Разложите все кружки по цвету на столе. Теперь выложите в середине листа зелёные кружки: внизу самый тёмный, над ним светлее и светлее и наверху – самый светлый. Проверьте, правильно ли разложены все огоньки, и приклейте их. Потом слева также разложите красные кружки и приклейте их. И после этого – фиолетовые». (Если ребёнок выполняет задание медленно, можно разрешить ему ограничиться двумя цветами.)
Взрослый следит за последовательностью выполнения работы и напоминает её цель – сделать красивый праздничный салют.
Оценивают работы сами ребята.
Волшебные краски
Дидактическая задача. Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.
Материал. Демонстрационный: морковь красно-оранжевая, апельсин жёлто-оранжевый, красная и жёлтая ленточки. Раздаточный: у каждого ребёнка бумага, кисть, палитра,
краски - красная и жёлтая, баночка с водой, тряпочка.
Руководство. Взрослый обращается к детям: «Сегодня мы рисуем морковь и апельсин. Какого цвета морковь? А апельсин? (Морковь и апельсин оранжевые) А между ними есть разница? (Держит их вплотную, чтобы различия в оттенках были заметнее.) Правильно, морковь красноватая, а апельсин светлее, он желтовато – оранжевый. (Если есть необходимость, подсказывает ответ, поднося к моркови красную ленту, а к апельсину жёлтую.) Кто расскажет, как можно сделать оранжевую краску?» (Вызванный ребёнок отвечает, что надо смешать жёлтую и красную краски. Восп-ль напоминает, что вначале краску смешивают на палитре, а потом этой краской рисуют на бумаге.)
«Мы уже знаем, что морковь более красная, а апельсин более жёлтый,- продолжает педагог.- Как нам получить разные оттенки оранжевого цвета?» Добивается ответа, что для моркови надо взять красной краски больше, чем для апельсина. Уточняет способ смешения – к более светлой, жёлтой краске прибавляется красная. Объясняет и показывает приёмы рисования круглого апельсина и моркови – узкий вытянутый треугольник с закруглением.
Далее взрослый предлагает детям развести на палитре два оттенка оранжевого цвета, а затем приступать к рисованию.
Выполненные работы развешиваются и анализируются с точки зрения соответствия полученных оттенков оттенкам образцов. Дети должны вносить предложения об улучшении оттенка путём прибавления жёлтой или красной краски. Основное внимание уделяется тому, чтобы оттенки были разными и в тоже время чтобы это были оттенки оранжевого цвета, а не красного или жёлтого.
Подбери предметы похожего цвета
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.
Материал. Бытовые предметы, игрушки разных оттенков каждого цвета спектра (чашка, хлебница, нитки, кукольная одежда, различные игрушки…).
Руководство. На 2 сдвинутых рядом столах расставляются игрушки. В игре участвуют 7 детей. Восп-ль даёт каждому ребёнку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету и назвать. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт предметы одного из цветов спектра и его оттенков.
Какого цвета предметы в нашей группе (комнате)?
Дидактическая задача. Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.
Материал. Интерьер группы (комнаты), посуда, игрушки и другие вещи.
Руководство. Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, пола, занавесок и т.д. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета в группе (комнате) занавески. Если ребёнок называет цвет правильно, дети хлопают в ладоши, если допустил ошибку, то поправляют. Задание даётся каждому ребёнку поочерёдно. В случае затруднения взрослый помогает детям определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, дать более точное название тому или иному цвету, оттенку.
«Чайный сервиз»
(аппликация)
Дидактическая задача. Познакомить детей с делением цветов на тёплые и холодные.
Материал. Демонстрационный: картинка с изображением радуги. Раздаточный: на синих и красных листах бумаги наклеены по две белые чашки и одному чайнику; на подносиках вырезанные кружочки разных цветов, клей, кисточки для клея, тряпочки.
Руководство. Взрослый: «Дети, все помнят цвета радуги, их последовательность? (Просит повторить цвета.) Вот эти цвета: красный, оранжевый, жёлтый называются тёплыми, они, как солнышко греют (показывает указкой тёплую часть спектра). А зелёный, синий, голубой, фиолетовый – холодные (показывает указкой холодную часть спектра)». Дети повторяют названия тёплых и холодных цветов.
«На ваших столиках, на цветных салфетках лежит белая посуда,- продолжает взрослый.- Художник не успел её украсить. Давайте поможем ему. У одних детей посуда на красных салфетках, у других на синих. Чтобы получилось красиво, сделайте узор на чашках подходящим к салфеткам: у кого салфетки холодного синего цвета, и чашки украсят холодным узором, а у кого салфетки тёплого красного цвета, украсят свою посуду рисунком тёплых цветов. Выберите подходящие кружки и разложите красивым узором на посуде».
Взрослый проверяет у каждого, как выложен орнамент, и тем, кто выполнил работу правильно, предлагает приклеить кружки.
Аппликации выставляются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения выдержанности в тёплой или холодной гамме.
В гостях у Солнышка и Снежной королевы
Дидактическая задача. Закреплять представления о группировке цветов спектра на тёплые и холодные.
Материал. Демонстрационный: картина, на которой изображены цветик – семицветик, Солнышко, Снежная королева, вырезанные из бумаги; куклы Таня и Наташа. Раздаточный: у каждого ребёнка лист бумаги, на котором в верхнем левом углу наклеен оранжевый круг, в правом – голубой овал. Бумажная посуда семи цветов спектра (фиолетового и красного по два оттенка); клей, кисть, тряпочка.
Руководство. Взрослый обращается к детям: «Смотрите, у нас в группе расцвёл волшебный цветок – цветик – семицветик. У него лепестки семи цветов, и они идут один за другим, как в радуге. Самый тёплый цвет – у оранжевого лепестка, он как солнышко ( прикрепляет Солнышко напротив оранжевого лепестка). А самый холодный расположен напротив. Он голубой, как льдинка, такого цвета дворец у Снежной королевы». Прикрепляет Снежную королеву около голубого лепестка.
Приходят куклы Таня и Наташа. Вызванные дети объясняют куклам, какие лепестки тёплых, а какие холодных цветов.
Куклы идут в гости к Солнышку. «Дети, где у вас на листочках нарисовано Солнышко? Оно угостит Таню и Наташу чаем. Найдите на своих подносиках посуду тёплых, солнечных цветов и разложите в левой половине листа, там, где Солнышко. Самые тёплые цвета поближе к нему, а подальше – менее тёплые. Выберите из двух красных чашек одну более тёплого оттенка и положите её поближе, а более холодного – подальше. (Помогает детям исправлять ошибки.) Приклейте эту посуду так, как она разложена.
А теперь Таня и Наташа пойдут в гости к Снежной королеве. Она угостит кукол холодной водичкой, подаст её в посуде холодных цветов. Все покажите, где у вас наклеена льдинка – дворец Снежной королевы. Разложите посуду так, чтобы самые холодные цвета были поближе к льдинке. У вас две фиолетовые чашки. Подумайте, какую надо положить поближе к льдинке, а какую подальше». После проверки и исправления ошибок дети приклеивают посуду.
Работы вывешивают на доску. Педагог вызывает 1-2 детей, хорошо выполнивших задание. Ребята объясняют, почему расположили цвета именно так. Если есть работы с грубыми ошибками, где спутаны холодные и тёплые цвета, взрослый просит указать их.
Живые лепестки
(вариант 1)
Дидактическая задача. Закреплять представление о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.
Материал. Двенадцать картонных лепестков (20-25см в длину), окрашенных в 6 спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый – и в шесть промежуточных оттенков по цветовому тону: красно-оранжевый, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый (пурпурный).
Руководство. Дети сидят полукругом, в центре – взрослый. Двенадцать ребят получают лепестки. Взрослый сообщает, что сегодня они будут  играть в игру «Живые лепестки»: «Я раздала вам лепестки, и они сами будут становиться на свои места. Рассмотрите, каких цветов и оттенков ваши лепестки. А теперь бегите ко мне красный, жёлтый, синий лепестки. (Ставит детей в кружок с промежутками.) Какой лепесток станет между красным и жёлтым? Правильно беги на место, оранжевый лепесток! А между жёлтым и синим? Так, беги, зелёный лепесток! А теперь беги на своё место, фиолетовый лепесток. Все основные цвета уже прибежали. Теперь промежуточные оттенки выйдут и найдут свои места по моей команде. Раз-два-три, цветик, выходи!» Лепестки разбегаются по своим местам. Сидящие на местах дети помогают, если есть необходимость, найти каждому своё место.
Взрослый поправляет ошибки, если они всё-таки допущены, после чего дежурный собирает лепестки и раздаёт их другим детям.
Игра повторяется в более быстром темпе.
Живые лепестки
(вариант 2)
Дидактическая задача. Закреплять представление о делении цветов на тёплые и холодные.    
Материал. Картонные лепестки двенадцати цветовых тонов и оттенков (по количеству детей в группе), оранжевый и голубой круги.
Руководство. Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. Двум водящим раздаются круги: оранжевый – «солнышко» и голубой – «льдинка». Остальные дети получают по лепестку. Водящие встают друг напротив друга с поднятыми кружками и зовут: «Я – льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я – солнышко, все тёплые цвета, ко мне!» Дети – лепестки встают в ряд так, чтобы самые тёплые цвета были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Так же располагаются и холодные цвета.
Взрослый помогает «лепесткам» найти своё место, объясняет, что жёлто – зелёный цвет должен находиться в промежутке между тёплыми и холодными, а с другой стороны располагается красно – фиолетовый (пурпурный), так как этот цвет не тёплый и не холодный, а промежуточный. Если оказывается по два лепестка одинакового цвета они становятся рядом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий